Эксперты увидели в социальном самочувствии россиян маркеры разворота экономики к росту

Институт социальной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» опубликовал итоговый выпуск регулярного оперативного мониторинга «Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие». В основе мониторинга лежат данные Росстата, публичные данные ВЦИОМ и данные его же ежемесячного обследования населения по заказу ВШЭ. Обследование проводится по репрезентативной выборке в 130 населенных пунктах 46 регионов РФ, число респондентов — 1,6 тыс. человек.

Один из разделов мониторинга посвящен анализу изменений в социально-экономическом положении граждан на основе оперативной информации Росстата. В фокусе текущего выпуска — динамика ключевых показателей уровня жизни населения с января по ноябрь 2016 года.

Так, в ноябре 2016-го среднедушевые доходы населения составили 30 803 рубля, что в реальном выражении соответствует 94,4% от прошлогоднего показателя. Длительность спада реальных доходов населения по итогам ноября достигла 25 месяцев. По сравнению с октябрем 2014 года — последним периодом роста реальных доходов — падение составило 12,7%.

Средняя зарплата в ноябре-2016 составила 36 105 рублей. В реальном выражении это соответствует 91,9% от уровня октября-2014 и 101,7% от ноября-2015. Есть основания полагать, что наметился восстановительный рост реальной зарплаты, указывают исследователи.

При этом они отмечают, что темпы падения потребительской активности населения продолжают опережать темпы падения реальных доходов. Сокращение общего объема розничного оборота товаров и услуг за весь период экономического спада — с октября 2014 по ноябрь 2016 года — достигло 15,4%. За период по октябрь-2016 включительно спад в розничном обороте платных услуг и общественного питания составил 4% и 8,5% соответственно.

Второй раздел мониторинга посвящен анализу субъективного восприятия населением изменений в уровне и качестве жизни, а также процессов, происходящих на рынке труда.

Несмотря на зафиксированное статистикой продолжение падения доходов и товарооборота, в течение года эксперты ВШЭ не увидели значимого ухудшения субъективных оценок материального положения, что говорит о привыкании граждан к снижению потребительских стандартов. В среднем за год 40% населения испытывали затруднения с приобретением продуктов питания или одежды, при этом только каждый второй респондент, не способный приобрести необходимые товары, рассматривает свое материальное положение как проблемное. Сообщили о потребительских затруднениях и дали негативную оценку своему материальному положению в среднем 17% населения в 2016 году.

На протяжении всего года повышенные риски субъективной бедности отличали пенсионеров, граждан, не имеющих высшего образования и проживающих в сельской местности.

При устойчивости средних субъективных оценок разные группы населения неодинаково адаптировались к состоянию экономической стагнации, констатируют исследователи. У категорий населения с более высокими показателями человеческого капитала — занятых в коммерческом секторе и работников с высшим образованием — в течение 2016 года наблюдается снижение уровня субъективной бедности. У пенсионеров и сельского населения, одиноко проживающих граждан и лиц из семей как минимум с двумя детьми — наоборот, рост. Снижение уровня субъективной бедности в группах с высоким человеческим потенциалом может являться маркером разворота экономики к росту, указывает ВШЭ.

Кроме того, в последнем выпуске мониторинга содержится анализ изменений в кредитном и сберегательном поведении населения в новых экономических условиях на основе данных общероссийского опроса ВШЭ от сентября 2016 года по репрезентативной выборке из 2 тыс. респондентов.

Так, 51% жителей России не имели сбережений до кризиса и не делают их сегодня. Кредитов и долгов по итогам 2016 года нет у 70% населения.

Только 11% граждан сегодня сберегают денег больше, чем откладывали два года назад. Свыше 25% отметили, что их семьи с 2014 года стали сохранять меньше средств либо прекратили это делать. Чаще всего денежный резерв отсутствует у людей в возрасте 25—35 лет.

Активнее расходуют средства 46—55-летние. Исследователи назвали этот факт тревожным: траты в преддверии выхода на пенсию не позволят сохранить приемлемый уровень благосостояния после прекращения работы.

По-разному ведут себя богатые и бедные. Для граждан с низким уровнем доходов сберегательное поведение не было характерно ни в 2014 году, ни в 2016-м. Высокодоходные стали откладывать больше. При этом 30% россиян с высокими и средними доходами сократили сбережения или отказались от них, пытаясь в условиях «шторма» сохранить привычный уровень потребления.

В случае потери всех источников дохода прожить за счет сбережений не меньше года смогут около 9% семей. Накопления 23% россиян дадут возможность прожить в привычном режиме не более месяца; на одну-две недели хватит «заначки» у 30%.

Три четверти опрошенных никак не пытаются защитить свои накопления. У тех, кто пытается, наиболее популярные способы — закрытие/открытие вкладов, покупка валюты, перевод сбережений из валюты в рубли и приобретение недвижимости. Наиболее успешной стратегией оказался перевод рублевых вкладов в валюту. Довольны результатом своих решений также остались те, кто купил недвижимость и открыл банковский вклад.

Источник: banki.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий