Тулин: ЦБ хочет стать консультантом, а не карателем

Сейчас начинается процесс перехода к другому методу надзора Центробанка за кредитными организациями, сказал в интервью «Ведомостям» первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. «Цель, которую мы ставим, — консультативный, а не карательный надзор», — подчеркнул представитель регулятора.

Меры надзорного реагирования должны быть чрезвычайным событием, уверен он, совершенно не обязательно наказывать, если не обязывает закон. Надзор — это диалог, говорит Тулин и объясняет: на большинство вменяемых людей огромное впечатление производит просто демонстрация того, что у Банка России есть понимание, что у них происходит. Надзор будет строиться на диалоге с банками, но если они не будут признавать недочеты добровольно и продолжат неправильное отражение операций в отчетности, ЦБ будет задумываться о действиях, говорит Тулин: «Пока банки остаются на плаву, но через полгода ликвидность иссякнет, потому что их активы плохого качества перестанут давать даже незначительные денежные потоки».

Для этого сотрудникам ЦБ потребуется знать о своих поднадзорных почти все, следует из рассказа Тулина, нужно досконально знать и понимать и бизнес, и людей, которые с этим бизнесом работают.

«В идеале наши сотрудники должны знать все о топ-менеджерах и собственниках банковского бизнеса вплоть до семейного положения, родственных и деловых связей, а лучше знать еще и о кулинарных пристрастиях», — иронизирует первый зампред ЦБ. Это помогает моделировать поведение людей в сложных ситуациях — так называемый поведенческий надзор, который даже помогает понять, можно ли ожидать масштабной фальсификации отчетности, объясняет он.

Люди так устроены: жадность — один из человеческих инстинктов, а в бизнесе сконцентрированы люди, в большой степени ориентированные на успех и материальное благо, говорит Тулин, в погоне за прибылью они теряют чувство меры и риска. Часто для них требования ЦБ являются досадной необходимостью, признает он, а ЦБ должен их удерживать и предостерегать. «В идеале мы должны быть для них бесплатными бизнес-советниками в интересах кредиторов, вкладчиков и даже в интересах миноритарных акционеров, хотя это законом и не предписано, — очень часто они никакого отношения не имеют к тому, что в банке происходит», — заключает он.

Есть такая интересная вещь, как досье на банк, и задача ЦБ — всех отсортировать и понять, говорит Тулин. Причем досье должно быть такое, чтобы его понимал даже новичок, — там должна быть вся история: «До 2013–2014 годов такие цели в надзоре не ставились. Знание — вещь опасная, оно предполагает ответственность», — говорит Тулин.

По его словам, на переход к другому методу надзора может уйти от пяти до семи лет, но оптимисты считают, что качественные изменения можно будет увидеть через два или три года.

Источник: banki.ru

Добавить комментарий