Юристы: запрет на мелкий шрифт в договорах не решит проблемы банковских клиентов

Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, которым вносятся изменения в закон «О защите прав потребителей», а именно запрещающий предоставлять информацию о товарах (работах, услугах) мелким нечитаемым шрифтом. Эта проблема особенно актуальна для банковских заемщиков, однако новый закон вряд ли решит их проблемы, пишет «Коммерсант».

«Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но они написаны мелким, практически нечитаемым шрифтом. Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора», — сообщается в пояснительной записке к документу.

Законопроект призван фактически закрепить на уровне закона уже сложившуюся судебную практику, указывает эксперт по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Олег Иванов.

У законопроекта высокие шансы на одобрение. В частности, ЦБ поддерживает запрет на использование мелкого шрифта, сообщили в пресс-службе регулятора. «Банк России считает важным, чтобы информация для потребителя финансовых услуг была изложена доступным языком, с использованием читаемых шрифтов и форматов в случае предоставления информации на бумажном носителе и с разъяснением специальных терминов в случае их наличия», — отметили в пресс-службе.

Впрочем, активная забота о том, чтобы потребителю было удобнее знакомиться с условиями договора, может привести к тому, что сами договоры банковского обслуживания будут существенно сокращены, а основная информация будет размещена в форме публичной оферты на сайте банка.

Такой подход со стороны банков грозит новыми рисками для их клиентов, предупреждают юристы. Проблемы могут возникнуть, если в случае спорных ситуаций клиент решит обратиться в суд. При этом суды, по словам юристов, предпочитают иметь дело с бумагой, заверенной печатью. Кроме того, оферта на сайте банка может измениться, поэтому сразу после заключения договора с банком физлицам, чтобы обезопасить себя на случай возможных судебных разбирательств с банком, придется заверять публичную оферту у нотариуса. А это — дополнительные расходы: как сообщили газете в Федеральной нотариальной палате, подобную услугу оказывают все нотариусы, стоит она 3 тыс. рублей.

Очевидно, что опцию заверения договоров никто использовать не будет — как в целях экономии 3 тыс. рублей, так и в силу низкой финансовой грамотности, уверены юристы. «Поэтому единственный способ защитить интересы потребителей в случае повсеместного введения оферт — Центральному банку обязать кредитные организации сохранять на своих сайтах все версии оферт и следить за выполнением этих требований», — отмечает управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев.

Источник: banki.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий