Как зарегистрировать ИП самостоятельно

Рынок юридических услуг сегодня пестрит предложениями о регистрации индивидуальных предпринимателей. При этом юристы пытаются убедить граждан, что последние не справятся с процедурой регистрации без помощи профессионала. Следует сказать, что это не так. Даже граждане, совершенно далекие от юриспруденции, с такой задачей справятся. Достаточно прочитать нашу статью о том, как зарегистрировать ИП самостоятельно, в которой подробно описаны все этапы регистрации. Самостоятельная регистрация ИП без обращения к юристу сэкономит денежные средства, а также позволит получить незаменимый жизненный опыт.

Подготовка

Этап подготовки заключается в сборе и заполнении необходимых документов. Их список выглядит следующим образом:

    заявление о регистрации ИП (форма № P21001);
    квитанция, подтверждающая факт уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий;
    копия паспорта заявителя;
    заявление о применении упрощенной системы налогообложения (УСН), если нет препятствий для ее использования.

Теперь рассмотрим, где достать и как оформить указанные документы.

Форму № P21001 проще всего скачать на официальном сайте ФНС России или из справочно-правовой системы (например, из полной или онлайн-версии СПС КонсультантПлюс).

На странице 1 необходимо указать регистрирующий орган и его код. Таким органом будет ИФНС района, в котором вы имеете регистрацию (или, по старинке — прописку). Код регистрирующего органа можно узнать на сайте ФНС или позвонив в регистрирующую инспекцию.

Далее в форму заявления вносятся личные данные: ФИО заявителя, дата и место рождения, сведения о месте жительства и о гражданстве. Внизу первой страницы обязательно следует указать контактный телефон. Это может быть как номер стационарного телефона, так и мобильного. Следует также указать количество планируемых видов деятельности. Это нужно сделать уже после того, когда вы заполните сведения об этих кодах (посчитайте их).

Заполнение страницы 2 заявления начинается с внесения данных паспорта. Самое главное – не ошибиться при вводе данных, особенно это касается цифр. В противном случае в государственной регистрации может быть отказано (а пошлину из бюджета уже не вернут). Остальные поля страницы 2 заявления заполняются, если заявитель несовершеннолетний или иностранный гражданин.

На третьей странице на данном этапе нужно вписать лишь ИНН заявителя. Как можно увидеть, на данной странице есть графы, заполняемые нотариусом.

С 2010 года удостоверение подписи нотариусом не требуется, если заявитель — будущий предприниматель представляет документы в ИФНС лично. В случае, если в регистрации будет отказано на основании отсутствия отметки нотариуса, такой отказ можно обжаловать в суд. При этом закон будет полностью на вашей стороне. Свидетельствовать в нотариальном порядке копию паспорта тоже не требуется.

Далее следует лист А, где нужно указать будущие виды деятельности. Выбрать необходимые виды деятельности и посмотреть их коды можно на сайте, посвященному классификатору кодов видов деятельности (http://оквэд.рф).

Следует немного подробнее сказать о кодах по ОКВЭД. Их можно указать сколь угодно много, но тот код, который вы укажете в списке первым, будет обозначать ваш основной вид деятельности. Это важно, поскольку для каждого кода по ОКВЭД установлена разная величина страховых тарифов на социальное страхование, и эта величина существенно варьируется. Если кодов ОКВЭД так много, что они не помещаются в лист А, нужно просто заполнить и распечатать два листа А (три, четыре и т.д.).

Последний лист — лист Б заполнять и распечатывать не надо, это сделают сотрудники ИФНС.

После заполнения формы заявления нужно её распечатать и поставить свою подпись на странице 3. Заявление необходимо прошить с левой стороны белыми нитками. На задней стороне прошитого заявления приклеивается небольшой прямоугольник из бумаги, на котором следует написать «пронумеровано и прошито на (количество листов) листах» и поставить свою подпись.

Приказом ФНС РФ был утвержден порядок заполнения данной формы, где все расписано ещё более подробно. Ознакомиться с этим порядком можно в справочно-правовых системах или в самой налоговой инспекции.

Государственная пошлина за совершение регистрационных действий в ИФНС уплачивается в только в отделениях Сбербанка. На 2013 год размер пошлины составляет 800 рублей. Прежде, чем направиться в банк, подготовьте для сотрудника банка листок с реквизитами платежа. Такие реквизиты указаны на сайте ФНС РФ или её подразделений в субъектах федерации. Вот то, что нужно указать конкретно: банк получателя, номер счета, БИК, получатель платежа, код налогового органа, ИНН и КПП получателя, ОКАТО, КБК. Обратите внимание, что в квитанции указывается ФИО и адрес заявителя, поэтому сотруднику банка нужно их тоже сообщить.

После получения чека-ордера внимательно сверьте все указанное в нем с теми реквизитами, что у вас имеются. Нередко сотрудники банка ошибаются в цифрах, в написании ФИО или адреса. Такие ошибки могут повлечь отказ в регистрации. Чек-ордер нужно бережно хранить вплоть до сдачи документов в ИФНС, и на всякий случай сделать его копию.

Необходимо сделать ксерокопию паспорта заявителя, а именно двух разворотов: главного и того, где указан адрес регистрации.

Заявление о переходе на «упрощенку» позволит вам уменьшить количество налогов. Однако перейти на эту систему можно, если нет препятствий в виде прямого запрета закона. Для определения наличия таких препятствий стоит заглянуть в часть вторую НК РФ.

Заявление можно взять из справочно-правовой системы или на сайте ИФНС (форма заявления 26.2-1 (КНД 1150001)). Оно состоит всего из одной страницы и заполнить его очень просто. Заявление распечатывается, подписывается, после чего делается его копия: оригинал сдается в налоговую инспекцию, на копии ставится входящий номер. Дело в том, что вновь зарегистрированный предприниматель должен подать заявление на УСН в течение тридцати с момента регистрации, если не подал его вместе с документами на регистрацию ИП. В случае если данный срок пропущен, на УСН можно будет перейти только со следующего года. Если ваше заявление потеряется, у вас будет доказательство сдачи его в срок в виде копии с входящей отметкой ИФНС.

В настоящее время налоговые органы не выдают автоматически документ, подтверждающий применение УСН. Если вы хотите получить такой документ, одновременно с заявлением о переходе на УСН нужно подать запрос на предоставление информационного письма, подтверждающего применение УСН. Составляется он в произвольной форме и подписывается заявителем.

Итак, первый этап — подготовка документов на регистрацию, окончен.

Представление документов в налоговый орган

С собранным пакетом документов и паспортом будущий предприниматель едет в ИФНС. В последнее время в налоговых органах имеется электронная очередь, что очень удобно — никто не ругается, не заходит «только спросить», а поэтому процесс идет быстрее. Для того чтобы встать в электронную очередь, нужно получить талончик в автомате. Особой сложности это не представляет, но на всякий случай около такого автомата находится сотрудник ИФНС, который поможет вам разобраться.

Итак, вас вызвали в кабинет. Предъявляется паспорт, документы отдаются сотруднику ИФНС. Последний даст вам расписку о получении документов. Не потеряйте ее! Именно на основании расписки вы будете получать долгожданное свидетельство о регистрации в качестве ИП. На самом деле, не такое уж долгожданное: ведь регистрация занимает всего пять рабочих дней. В расписке будет указана дата и время, в которые нужно прийти за получением свидетельства.

В свидетельстве о регистрации ИП может стоять вовсе не дата истечения 5-дневного срока регистрации. Эта дата может быть и более ранней. Именно с даты, указанной в свидетельстве, будет течь 30-дневный срок на подачу заявления о переходе на УСН (если оно не подано одновременно с заявлением о регистрации).

Вместе со свидетельством о регистрации вам будет выдана выписка из ЕГРИП.

Регистрация ИП в фондах: фонд социального страхования, фонд обязательного мед. страхования, пенсионный фонд

Данный этап является формальностью. На самом деле, вам не нужно совершать лишних телодвижений для регистрации в фондах: ИФНС сама передаст в них документы, а фонды присвоят вам регистрационные номера. Подтверждающие регистрацию в фондах документы придут на почтовый адрес, указанный при регистрации.

Получение кодов статистики в Росстате

Для получения указанных кодов следует обратиться в территориальный орган Росстата в вашем городе. Получение кодов в общем порядке является бесплатным. Для получения кодов статистики требуются следующие документы: свидетельство о регистрации в качестве ИП, выписка (действительна для Росстата в течение 30 дней после выдачи), свидетельство ИНН, паспортные данные предпринимателя. Достаточно будет простых копий данных документов.

В разных субъектах набор необходимых документов может отличаться, поэтому рекомендуется позвонить в региональный орган Росстата и уточнить данный вопрос. Коды статистики выдаются в виде информационного письма Росстата, как правило, на следующий день после обращения. За плату информационное письмо можно получить в день обращения.

Заказ печати ИП

Обратиться за изготовлением печати можно в любую организацию, оказывающую такие услуги. Особых требований к печати индивидуального предпринимателя закон не устанавливает. Достаточно, чтобы были указаны полные ФИО и местонахождение ИП. Для изготовления печати потребуются простые копии свидетельств о регистрации и ИНН. Обычно печать изготавливается на следующий день после обращения. Если печать требуется в день обращения, то придется существенно доплатить.

Индивидуальный предприниматель по закону не обязан иметь печать. Однако использование печати имеет определенные плюсы: защита документов, солидность. Некоторые банки устанавливают наличие печати обязательным условием для открытия счета.

Открытие в банке расчетного счета

Открытие такого счета для предпринимателя необязательно. Но если ИП планирует принимать безналичные платежи за оказанные услуги, выполненные работы, реализованные товары — без расчетного счета не обойтись.

Выбор банка зависит от предпочтений предпринимателя. Однако целесообразно проверить, в каких банках города обслуживание счета будет дешевле. Стоит также подключить услугу «Интернет-банк». Её удобство сложно переоценить: ведь управление счетом станет возможным с компьютера.

У каждого банка свои требования к составу представляемых для открытия счета документов, поэтому стоит позвонить в интересующий банк и уточнить этот момент. Тем не менее, обычно требуются:

    свидетельство ИНН (нотариальная копия или подлинник);
    свидетельство о государственной регистрации ИП (нотариальная копия или подлинник);
    копия выписки из ЕГРИП (действительна для банка 30 дней);
    копия информационного письма Росстата с кодами статистики;
    копия паспорта (главный разворот и разворот с адресом регистрации).

Уведомление налоговой инспекции, пенсионного фонда и фонда социального страхования об открытии счета

Если открыт расчетный счет, уведомить ИФНС, ПФР и ФСС надо обязательно, причем в течение семи рабочих дней с момента открытия счета. Иначе придется заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей.

Бланки соответствующих уведомлений можно найти на сайтах ИФНС, ПФР и ФСС, или же в справочно-правовых системах. Их заполнение не должно вызвать затруднений.

В бланках уведомлений ПФР и ФСС есть графа, в которую нужно вписать регистрационный номер в соответствующем фонде. Если вам еще не пришли документы о постановке на учет в фондах, и вы не знаете своего регистрационного номера — ничего страшного, можно не заполнять эту графу. Самое главное — правильно указать ИНН.

Уведомления можно направить по почте, однако лучшим вариантом будет собственноручно принести их в указанные государственные органы. При этом нужно сделать копию заявления, на которой будет стоять входящая отметка. Это будет вашим доказательством уведомления налоговой и фондов в срок.

После уведомления ИФНС и фондов предприниматель является полноправным хозяйствующим субъектом.

Собрать все документы для самостоятельной регистрации ИП можно воспользовавшись сервисом «Мое дело».

Видео

Ниже представлено полное пошаговое видеоруководство по регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Источник: finansovyesovety.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий