«Черышев – очень приятный парень, он станет легендой». Чем живет самый уютный город примеры
Репортаж Евгения Маркова из Вильярреала.
Вильярреал уже давно живет по своим футбольным традициям и не собирается меняться. В маленьком городке посреди апельсинового востока Испании проходили полуфиналы главных еврокубков, но от этого самый желтый клуб примеры (еще более желтый, чем «Лас-Пальмас») и его уютный «Мадригал» не ушли в сторону космического футбола, а остались все такими же домашними и самобытными.
Знакомство с клубом и его болельщиками все также происходит в электричке, куда улыбчивые люди в ярких футбольных формах заходят со своих крошечных станций. В городе, который несколько месяцев назад принимал «Ливерпуль», живет всего 50 тысяч человек, и в дни матчей его население увеличивается почти в два раза.
Это, конечно, не подводная лодка, но оттуда так просто не убежишь. «Желтая субмарина» в любое время года и в любом дивизионе показывает бодрый футбол, где эмоциональные решения нападающих, словно помидор между хлебом и кусочком хамона, дополняют вертикальную игру команды и делают ее гораздо привлекательнее.
Поэтому местный футбольный клуб считается главной достопримечательностью крохотного Вильярреала — самого обычного испанского городка с низкими домами, выставленными на улицу пластиковыми стульями и переполненными кафе. Так мне показалось в апреле этого года, когда фанаты из Ливерпуля превратили испанскую деревушку в большой концерт группы «Битлз» под открытым небом.
Но скромный Вильярреал нельзя обижать, ведь там — помимо футбола — живет самый настоящий испанский колорит, который путешественники не всегда находят в крупных городах. Его почти нет в соседнем Кастельоне, где живут футболисты «Вильярреала», зато в восьми километрах оттуда им можно наслаждаться почти на каждом повороте; и лучше всего это чувствуется, если пройти город насквозь: от железнодорожной станции прямо до стадиона «Мадригал».
Как и в любом уважающем себя испанском городе, в Вильярреале есть центральная площадь («Пласа Майор»), небольшой собор («Ла Катедраль») и несколько граффити на философские темы. По дороге на стадион можно ненадолго оказаться в итальянской Болонье. Красивые аркады здесь не такие длинные, как в Италии, но они напоминают, что в городе есть не только футбол — а еще и архитектура, свой загадочный стиль и, конечно же, солнце. От него не потеешь, но заряжаешься теплом на несколько туров РФПЛ вперед.
О том, что где-то здесь находится стадион, узнаешь только по балконам. На некоторых из них висят желтые флаги «Вильярреала». Точный путь до «Мадригала» они не подскажут, но добавят уверенности — в этом городе живет большой футбольный клуб, рейтинговые матчи примеры и постоянные еврокубки.
Нас обгоняют громкие болельщики «Лас-Пальмаса»: они наконец приносят в город звуки, но через несколько минут все опять замолкает. В воскресенье днем на улицах Вильярреала нет людей, все дома закрыты, и даже желтые автомобили никак не реагируют на приближение футбола. Но, к счастью, мы находим бабушку в фирменной футболке (а в какой же еще?) Бруно Сориано и идем за ней. В руках она держит пакет из супермаркета и наверняка несет в нем пиво и бутерброды — тот самый набор, без которого не начинается ни один поход на футбол.
Благодаря сеньоре Сориано мы делаем нужный поворот и только в этот момент понимаем, что пришли туда. Люди в желтых цветах ходят около стадиона, выстраиваются в очереди, чтобы увидеть приезд команды, и, конечно же, едят.
Испанский футбол устроен так, что стадионы всегда окружены барами (в Вильярреале работает бар под названием «Карен»), кафе и другими местами, где можно поднять градус и чем-то похрустеть. Там всего за пять евро происходит превращение в настоящего «афисьонадо». Надо только выпить пластиковую «канью» и подкрепиться сытным «бокадильо». Бекон, свиные отбивные и колбаски в сочетании с хлебом здесь никого не пугают, и испанцы почему-то не становятся толстыми.
Любовь испанцев к футболу не ограничивается хлебом и выпивкой. В двух метрах от «Мадригала» люди сидят за деревянными столами, смотрят футбол, обсуждают футбол и ностальгируют, как они когда-то ходили на этот самый футбол. Об этом всегда напомнит безалкогольная начинка баров, которую уже много лет создают из разной атрибутики «Вильярреала» — в основном исторической.
На стенах ресторанов и простых футбольных пивнушек висят двойные шарфы со многих еврокубковых матчей и другие приятные сувениры. Среди них не только «Динамо» Минск, «Селтик», «Наполи» и «Боруссия» Менхенгладбах, а еще и «Зенит». Для испанцев — память об экзотическом сопернике. Для питерцев — одна из 17-и ступеней к Кубку УЕФА.
Пока нам несли самые калорийные бутерброды в нашей жизни, к стадиону подъехал автобус «Вильярреала». Футболисты плавно выходили на улицу, улыбались и ловили довольными лицами мягкое испанское солнце. Больше остальных в городе любят своего капитана Бруно Сориано. И он всегда отвечает тем же — здоровается, ищет глазами знакомых, машет всем рукой и только потом заходит на стадион.
Ни до, ни после матчей игроки «Вильярреала» не будут капризничать, углубляться в свои модные наушники и играть в футбол только для себя. Здесь очень трепетно относятся к болельщикам, и приезд команды превращается не в театр с колючей проволокой (как на «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу»), а в радостный утренник за час до начала матча.
Почти с любой точки «Мадригал» напоминает большой сарай непонятной формы, но желтая плитка и близость футбольного бурления делают из него очень загадочную футбольную арену. Центральная трибуна почти приклеена к домам, и пока «Вильярреал» раскручивает свои любимые контратаки, в этом дворе сушат белье, дразнят собак и слушают голос стадиона.
В нескольких метрах оттуда дети бегают по детской площадке и, не обращая никакого внимания на людей в желтой атрибутике, продолжают играть. Футбол в Вильярреале — безопасный, уютный и почти не требующий полицейских. Иногда кажется, что на сектора можно заходить при помощи ключа от квартиры, но приятнее всего это делать через знаменитые 19-е ворота.
Если пройти от них всего несколько шагов влево, можно оказаться у самого настоящего подъезда с домофоном и списком фамилий. Перед матчем там прячутся от солнца болельщики, но при этом никак не мешают жильцам — потому что все они уже на улице и готовятся к футбольном матчу.
Там уже хочется кричать про «Ростовский Сельмаш», ведь желтые и синие цвета в Вильярреале встречаются на каждой бабушке, а яркое море футбола своими волнами затягивает в глубину испанского колорита.
Главное отличие от юга России — работающий магазин, где можно купить фирменную одежду клуба. Для кого-то форма «Вильярреала», которую шьет бывший технический спонсор «Ростова», — это колхоз, зато яркие футболки выходят гораздо бюджетнее (60 евро), чем формы большинства команд примеры.
Но на футбол семейные испанцы приходят не только в фирменных футболках, а еще и с детьми. Для самых маленьких — это как поиграть на детской площадке, пообщаться с друзьями, а потом поболеть за любимую команду на комфортном стадионе. Здесь никто не сомневается, что маленькие «инчас» будут ходить на «Мадригал» все свою жизнь, а любовь к родному клубу они передадут уже своим малышам.
В Испании очень внимательно относятся к детям, но от этого они не становятся избалованными, а наоборот — учатся жить в удовольствие и почти всегда улыбаются. Этим они только и занимаются, ведь любимый клуб подготовил для них много активностей: надувное поле для игры в футбол, желто-синие батуты и призы для тех, кто выстоит большую очередь и попадет в девятку.
Поэтому в Вильярреале никто не торопится на свои места. И это не только загорелые дети, а еще и румяные старички. Они любят пить газировку и фотографироваться с клубным талисманом — улыбающейся подводной лодкой.
После «Сантьяго Бернабеу» и даже после «Местальи» Денис Черышев должен ощущать невероятный уют от нахождения на таком стадионе. Несмотря на постоянные травмы, Черри здесь очень любят, и даже пожилые испанские дамы, которые под ручку ходят на матчи любимого «Вильярреала», вам скажут, что это хороший игрок и очень порядочный парень.
Возле стадиона гуляет три человека в футболках Черышева: и это довольно много для города, где не очень любят наносить фамилии. Самые любимые — Бруно Сориано и Роберто Сольдадо, но русский полузащитник от них не сильно отстает и по популярности занимает место, близкое к зоне еврокубков.
Первого «Черышева» я увидел возле батута: с семеркой на спине, он ждал, пока напрыгается его сын, и рассказал мне, что Дениса ценят в «Вильярреале» и помнят, как он здорово играл здесь в аренде. «Черчив [а его фамилию в Испании произносят именно так] классно двигается по полю, но слишком часто травмируется, — растерянно улыбнулся болельщик. — Но я уверен, что в будущем он станет звездой «Вильярреала» или даже легендой».
Про игровые качества Черышева здесь говорят не очень много, и в Вильярреале больше обращают внимание на то, какой он прекрасный человек.
«Это очень приятный футболист, — сбивчиво и в несколько голосов рассказывает большая семья. — Когда Денис играл у нас в аренде, на встрече с болельщиками он взял нашу младшую дочь на руки». Теперь Черышев для них — любимый игрок, а футболку с его фамилией носит мама той самой счастливой девочки.
«Мадригал» начинает жить за полчаса до игры, когда владельцы баров выметают хлебные крошки, а дети от надувного поля бегут к настоящему. Самые счастливые из них выходят на поле еще до футболистов, машут трибунам рукой, а потом фотографируются с игроками под гимн «Вильярреала» на валенсийском языке.
Трибуны на «Мадригале» всегда громко реагируют на то, что происходит на поле. Здесь, как и во всей стране, любого судью могут назвать ослом и освистывать соперника, даже если он получил травму. Болельщики не спешат разбираться в спорном эпизоде и не всегда объективны к своим футболистам. Правда, только в лучшую сторону. На других стадионах игрока, сильно начудившего с передачей, уже давно бы начали освистывать, но терпеливые зрители ждут, а потом всем стадионом аплодируют, когда он здорово разобрался с защитниками или заработал опасный штрафной.
От футбола отвлекают только стаи мелких птиц и слишком дерзкие мотыльки, залетающие под кресло. Однако это не мешает наблюдать за тем, как подводная лодка после недолгого погружения выпрыгивает из глубины и заливает желтым светом все поле. «Мадригал» любит красивые розыгрыши мяча, уверенную игру защитников и Бруно Сориано в центре поле. Все это стадион получает почти в каждом матче, раз даже после странной отставки Марселино Тораля «Вильярреал» почти не потемнел и после вылета из Лиги чемпионов сходил в магазин красок и хорошо там заправился желтым цветом.
Поэтому стадион искренне общается с футболистами и устраивает концерт на углу центральной трибуны. Активные болельщики «Вильярреала» сидят именно там, а фанатов (и тем более агрессивных) у этого клуба никогда не было — так же, как скучной игры в атаке и бесполезных легионеров. Никола Сансоне и Седрик Бакамбу забили по голу в ворота «Лас-Пальмаса» и подняли «субмарину» выше мадридского «Атлетико».
Почти любой матч на «Мадригале» можно назвать концертом. В мае здесь слушали ливерпульский рок, а сейчас — на домашних матчах ла лиги — дрыгают ногами под звуки барабанов и включают фонарики на мобильных телефонах. Правда, про них сразу же забывают во время опасных атак.
Зато благодарные футболисты не забывают своих «афисьонадос», и лидеры команды — Бруно Сориано, Бакамбу, Сансоне и Серхио Асенхо — подходят к разным трибунам и дарят им свои игровые майки. В этом клубе не экономят ни на футболках, ни на болельщиках, а благодарный «Мадригал» волнами отбивает африканские ритмы и скандирует фамилию Бакамбу.
Огромный стадион, трехэтажный фирменный магазин и прочая роскошь «Вильярреалу» не нужны. Зачем все это, когда по смешанной зоне в стильных очках ходит Маркос Сенна и никому не отказывает в совместной фотографии.
А другой уважаемый человек — владелец «Вильярреала» Хуан Роч Альфонсо — в темном костюме и желтом галстуке подходит к первым рядам центральной трибуны и общается со зрителями. Потом он берет на руки детей футболистов и помогает им спуститься на поле. Так после матчей любимой команды ведет себя миллионер, один из владельцев сети супермаркетов «Меркадона» и человек, входящий в пятерку самых богатых людей Испании.
В такой клуб, как «Вильярреал» хочется вкладывать деньги и делать все, чтобы 50-тысячная деревушка становилась самым уютным центром мирового футбола.
Источник: