«Моя вина равна нулю». Норвежские лыжи потряс допинговый скандал
Тереза Йохауг сдала положительную пробу на анаболический стероид.
Сегодня стало известно, что допинг-проба семикратной чемпионки мира по лыжным гонкам Терезы Йохауг, сданный 16 сентября во внесоревновательный период, показала наличие в организме спортсменки клостебола, входящего в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (WADA).
В пресс-релизе Федерации лыжных видов спорта Норвегии указывается, что во время сбора в итальянском Ливиньо врач команды Фредрик Бендинсен приобрел в местной аптеке два крема для обработки губ Йохауг, пострадавших от солнечного ожога в конце августа. Врач не обратил внимание, что один из компонентов мази «Трофодермин» содержал клостебол. Он также заверил лыжницу, что препарат безобиден в плане отсутствия в нем запрещенных WADA веществ.
Норвежка применяла крем в период с 4 по 16 сентября. 16 сентября, сдавая мочу на анализ, Йохауг указала на использование лекарства. Во вторник, 4 октября, она была проинформирована Антидопинговым агентством Норвегии о том, что в моче был обнаружен клостебол.
«Я подавлена и в полном отчаянии от того, что попала в эту сложную и совершенно нереальную для меня ситуацию. Я считаю это несправедливым и незаслуженным, хотя я, разумеется, отдаю себе отчет в том, что я как спортсменка несу ответственность за то, какие препараты использую», – цитирует пресс-релиз слова Йохауг.
«Я беру на себя ответственность за то, что запрещенный препарат клостебол попал в организм Терезы через крем «Трофодермин», – приводятся слова Бендиксена. – Тереза – невероятно порядочный человек и спортсмен, добросовестный и точный во всем, что она делает. Сейчас для меня важнее всего сделать все что в моих силах, чтобы она не была наказана за применение крема, который я дал ей с заверениями, что его можно использовать».
По словам главы комитета федерации по лыжным гонкам Турбьорна Скугстада, представители организации не будут комментировать детали дела до принятия решения Антидопинговым агентством Норвегии.
Еще до начала пресс-конференции с участием главных действующих лиц норвежские СМИ опубликовали информацию об анаболическом стероиде клостеболе и некоторых прецедентах с его обнаружением в допинг-пробах спортсменов. Выводы стали малоутешительными для поклонников лыжных гонок в Норвегии: никому из атлетов, уличенных в его использовании, не удалось избежать дисквалификации. В частности, в 2013 году итальянский велогонщик Стефано Агостини, применявший трофодермин для лечения сыпи, был отстранен на 15 месяцев.
На пресс-конференции Йохауг с трудом сдерживала слезы, излагая историю своего нарушения антидопинговых правил.
«Я совершенно разбита. Я в полном отчаянии и я зла из-за того, что попала в такую ситуацию. Нет слов, чтобы описать то, насколько ужасно я себя чувствую. Я хочу рассказать всем, что произошло, и я буду делать это с высоко поднятой головой. Моя вина равна нулю в этом деле. Эта неделя стала для меня огромной нагрузкой – это самая ужасная неделя в моей жизни.
Я получила крем от Фредрика, чтобы обработать обожженную губу, и все сидящие сейчас в зале могут видеть, как она выглядит сейчас.
Фредрик пошел в аптеку, купил крем и дал его мне. Я спросила его, не стоит ли этот крем в списке запрещенных препаратов. Ответ был «нет». Я использовала его так, как он указал. Фредрик – мой врач, врач сборной. Он эксперт в области спортивной медицины. У него более чем 30-летний опыт, и я полностью ему доверяю. У меня не было никаких причин не верить тому, что он мне сказал.
Все это началось еще в Сейсер Альм (на предыдущем сборе команды в Италии в конце августа. – Прим. М.А.). Там было жарко, и на третий день у меня случился солнечный удар, одним из последствий которого стало то, что я сожгла нижнюю губу. У меня были большие открытые раны. Это причиняло сильную боль. В частности, во время еды раны трескались и начинали кровоточить. Мне приходилось использовать салфетки, чтобы остановить кровотечение.
Я ждала разговора с Фредриком, чтобы решить, что можно сделать с этой моей экстренной ситуацией с губой. Затем мы поехали в Ливиньо, поздно вечером он вышел в город. На следующий день я пришла к Фредрику. Раны причиняли сильную боль.
Он сказал, что купил два крема. Я начала использовать один из них, но через два дня стало ясно, что он не действует. Я снова пошла к Фредрику. Я спросила есть ли этот крем в списке запрещенных. Он ответил «нет». Он посмотрел на губу, и мы вместе заключили, что нужно попробовать второй крем. Я снова спросила, стоит ли он в списке запрещенных, и услышала в ответ «нет». Я на 100 процентов верила в его слова.
Сдать положительную допинг пробу – это самый ужасный кошмар для спортсмена. Но я сделаю все, чтобы показать, что в этом деле нет моей вины», – заключила Йохауг.
После этого врач команды Фредрик Бендиксен рассказал, что не может объяснить, как он допустил такую непростительную ошибку.
– В тот момент, там и тогда, я не смог связать название вещества на упаковке со списком запрещенных. Я просто-напросто не подумал об этом. Впоследствии я сидел, денно и нощно изучая все, чтобы понять, почему не сумел этого сделать. И у меня фактически нет этому никакого хорошего объяснения, – сказал Бендиксен. – Я принимаю последствия случившегося и немедленно покидаю свой пост.
Норвежская газета Dagbladet смогла связаться с аптекой в Ливиньо, где Бендиксен приобрел кремы. Одна из сотрудниц любезно сделала снимок упаковки крема «Трофодермин», аналогичного тому, который попал в руки Йохауг. На снимке четко видно, что на коробке имеется знак, предупреждающий о содержании в препарате запрещенных веществ. Информация об этом также содержится в инструкции по применению лекарства.
– Я не могу припомнить, встречала ли я человека, о котором вы говорите, но могу подтвердить, что все продаваемые нами упаковки трофодермина промаркированы знаком о допинге, – рассказала фармацевт.
Телеканал TV2 сумел связаться с фармацевтической компанией-производителем трофодермина SIT. Итальянцы подтвердили, что это единственный вариант крема, имеющийся в продаже в Италии. Согласно итальянским законам, с 2003 года все упаковки содержат предупреждающий знак о допинге.
А вот так выглядят те самые тюбики мазей, которыми пользовалась Йохауг. Примечательно, что клостебол не используется на территории Норвегии, подобные препараты приобрести здесь невозможно.
Последними выступили представители Антидопингового агентства Норвегии. Именно эта организация должна вынести решение о наказании спортсменки.
– Санкции – это сложный вопрос, потому что тут может быть все от закрытия дела до 4-летней дисквалификации, – сказала Брита Рокенес, подчеркнув, что она говорит в общем, а не о конкретном случае Йохауг. – Нам нужно время, чтобы пролить свет на все стороны этого дела.
На данный момент лыжница пока не отстранена от участия от соревнований и нахождения в расположении сборной. Представители агентства отказались отвечать на вопрос о вероятном сроке отстранения, указав лишь, что четыре года – это максимум.
– Но существует много возможностей для сокращения срока, а также может случиться, что дело будет закрыто, – отметила Рокенес.
Глава Антидопингового агентства Норвегии Андерс Сульхейм подчеркнул, что ничто не указывает на то, что Йохауг получила улучшающий результаты эффект от использования препарата.
– Клостебол – слабый анаболический стероид. Подобные вещества дают сильный эффект наращивания мышечной массы, проникая в организм через поврежденную кожу, – отметил Сульхейм. – Но уровень содержания клостебола низкий, что сопоставимо с применением крема. Ничто не указывает на то, что был достигнут улучшающий результаты эффект.
Главный тренер сборной Норвегии Руар Йельмесет не смог ответить на вопрос, как история с допингом может повлиять на предстоящий сезон спортсменки.
– Пока что я об этом особо не думал. Я жду ответа от Антидопингового агентства Норвегии.
– Но ты готов к тому, что она может пропустить весь сезон?
– Мы должны быть готовы ко всем возможным исходам дела, – заключил Йельмесет.
Фото: Gettyimages.ru/Matthias Hangst (1); REUTERS/Hakon Mosvold Larsen/NTB Scanpix (2)
Перевод с норвежского
Источник: